Кинематографический "Салют-7": жвачка для глаз с насыщенным вкусом клюквы

  

Фильм «Салют-7» режиссера Клима Шипенко если зачем-то и следует смотреть, то непременно в 3D и на большом экране, чем больше экран, тем лучше — иначе много потеряете. Можно сказать, почти все.

Надо сказать, что фильм действительно красив и зрелищен. Красиво вращается на фоне Земли неисправная станция, красиво разлетаются осенние листья из-под колес дрифтующей машины обозленного героя, красиво восходит и заходит Солнце над огромным голубым шаром, красиво зеленеют в ночи полярные сияния и золотятся огни городов. Визуальный канал восприятия загружен качественно.

Но если вывести за скобки всю эту красоту, от фильма мало что останется. В нем нет ни ярких, запоминающихся диалогов, ни свежих сюжетных находок, ни живых характеров, ни внятной актерской игры. Подавляющее большинство появляющихся в кадре людей — не люди, а функции, маски, у них нет даже имен. «Бородатый очкарик-технарь», «женщина-врач», «генерал с каменным сердцем»… У жен космонавтов вроде бы есть какие-то имена, но совершенно не запоминающиеся и даже не зафиксированные в титрах. Функция этих женщин — страдать, ронять слезы, стискивать зубы и ждать, какой-то отдельной своей жизни у них нет.

4 Цитата из к/ф 'Салют-7'. Реж. Клим Шипенко. 2017. Россия Дома

Если говорить о сюжете, то он избит, как боксер-новичок, смеха ради поставленный в спарринг к чемпиону мира. В скольких фильмах и дешевых романах спасать положение приходится «бывшим лучшим, но опальным стрелкам», отставленным от дел за излишнюю принципиальность, неподкупность, скверный характер, пьянку, баб, политическую неблагонадежность или — как в этом конкретном случае — созерцание ангелов небесных на рабочем месте? Подозреваю, что счет на десятки, если не на сотни. А что поделать, если каждого аутсайдера из числа зрителей такая идея гладит мягкой лапкой по сердцу, а значит, создает кассу?

Разочарование ждет каждого, кто пойдет на фильм, чтобы увидеть реальный труд космонавтов и тех, кто обеспечивает их полет на Земле, узнать что-то новое о героической странице в истории советского космоса или хотя бы о жизни последнего советского поколения. Все это безжалостно принесено в жертву красивой картинке и остросюжетной мишуре. Действительность 80-х представлена олимпийским мишкой, песенками про «Землю в иллюминаторе» и «Арлекино». Ах да, еще антиалкогольной кампанией, почему-то названной «сухим законом», страшненькой стиральной машиной, врущими дикторами программы «Время», злобствующими дикторами забугорного TV, программой «звездных войн» и хищным американским шаттлом, который летит — ни больше ни меньше — воровать беззащитную советскую станцию…

Вот тут хотелось бы немного приостановиться. Потому что рассуждать о достоинствах и недостатках фильма «Салют-7», притворяясь, что это хоть и неудачный, но нормальный фильм, конечно, можно, но на каком-то этапе это превращается в попытку нащупать логику в сновидении горячечного больного. Итак… Фильм «Салют-7» — это классическая «клюква». Или несмешная пародия на классическую «клюкву». Почти каждая сцена в нем заставляет щипать себя в надежде, что это и правда сон.

Американцы, узнав, что советская станция, летевшая в автоматическом режиме, потеряла управление, немедленно запускают к ней шаттл. С побывавшим на станции холодноглазым французским астронавтом, который — вот гад! — притворялся приятелем главгера и даже слал ему посылочки «с вонючим сыром» (в этом месте все страдающие от нехватки санкционного рокфора в организме должны шумно сглотнуть). У шаттла пустой грузовой отсек, который — внимание! — вмещает 20 тонн груза. Ровно столько, на сколько тянет станция. Ну, это, конечно, незначительные частности, что к бесконтрольно вращающейся станции и пристыковаться-то проблема, не то что затолкать ее в некий ящик, который для нее впритык (опять же, масса — это все необходимые для подобной операции характеристики?). Американские астронавты и американские технологии по определению настолько круты. Хотя наши технологии — более передовые и не должны достаться супостату. А потому «Салют-7» надо или реанимировать, или сбить ракетой, причем осколки от взрыва непременно в один миг выведут из строя абсолютно все советские спутники. Вероятно, в представлении авторов, спутники толпятся плотным косяком вокруг станции, как рыбки-лоцманы вокруг акулы…

2 Цитата из к/ф 'Салют-7'. Реж. Клим Шипенко. 2017. Россия На станции

Тут за какой момент ни возьмись — прекрасно все. И заход в станцию, находящуюся в неведомо каком состоянии, на полный авось, производящийся наименее ценным из двух членов экипажа. И шастанье запросто в открытый космос, словно с сигареткой на балкон. И клубы огня в крохотном пространстве загоревшегося корабля, которые буквально сносят бортинженера (бортинженер отделывается обожженной щекой). И командир, исследующий останки корабля и сообщающий, что там практически отсутствует кислород и нечем дышать — при этом на нем нет никакого дыхательного аппарата. И мелодраматический вариант со спасением только одного космонавта. И душераздирающий разговор обреченного с семьей. И самоубийственное решение спасаемого остаться (разумеется, вопреки прямому приказу — только так ведь у космонавтов и принято!). И пара буйных истерик руководителя полета и один острый психоз бортинженера. И сражение в открытом космосе с покореженной железякой, которую, конечно же, удается отбить последним ударом молотка в последний момент. И разочарованно пролетающий мимо вопящей голосом Пугачевой станции супостатский шаттл, которому космонавты зачем-то отдают честь.

Надо ли говорить, что никаких выходов в открытый космос и упражнений с молотком, никакой тяжкой и обоюдной простуды и ее лечения контрабандной водкой, никакого короткого замыкания и пожара, никакой ситуации «должен остаться только один» в реальности не было и в помине? Что «Челленджер» — действительно с французом Патриком Бодри в составе интернационального экипажа и с полным грузом научной аппаратуры — стартовал лишь через несколько дней после того, как станция была спасена, а вместо него к «Салюту-7» в штатном режиме подлетел и пристыковался советский транспортный корабль со всем необходимым? Что большинство «остросюжетных» моментов фильма даже не придумано его создателями, а внаглую слизано из желтых статей и «сенсационных» телепередач, в которых так жонглируют цитатами участников событий и экспертов, что получается зубодробительная байка?

А что же было? Была очень опасная и действительно очень трудная и героическая — но работа. Спокойная, осмысленная, без истерик, пьянок и ловли глюков. С надежным тылом за спиной, под контролем ЦУПа и с координацией всех действий с Землей. Но помилуйте! Разве же из этого можно состряпать настоящий блокбастер? В настоящем «историческом» блокбастере о советских космонавтах непременно должно быть безжалостное государство, очень много паранойи, бессмысленный риск ради «куска железа», страстное желание сбежать на американском шаттле и смешные шутки про секс в открытом космосе.

3 Цитата из к/ф 'Салют-7'. Реж. Клим Шипенко. 2017. Россия На Земле

Есть в фильме один диалог главного героя с женой, который для авторов, видимо, очень важен, так как он повторен аж дважды, с вариациями. Из него мы узнаем, что герой, пролетая над Мадагаскаром, думал о том, что если вдруг свалится на этот населенный дикими папуасами остров, то непременно станет вождем племени и будет рассказывать аборигенам про космос, про то, как выглядит Мадагаскар с орбиты, и немножко про то, как жил в СССР. А жизнь в СССР у него, оказывается, состояла из семьи, футбола и строительства коммунизма. «И правда, это куда скучнее, чем вид на Мадагаскар из космоса», — вроде бы иронически откликается жена.

Не удается отделаться от мысли, что для создателей фильма «Салют-7» зрительская аудитория — и есть те самые папуасы. То есть папуасы, какими их представляют «белые господа»: любители всего яркого и блестящего, красивых картинок, причудливых сказок и чудес. Про строительство коммунизма, частью которого была советская космическая программа, и про героические, но будни им смотреть и слушать скучно. Хочется верить, что это все же не так или не совсем так.

В титрах фильма мне не удалось найти имени консультанта — а может быть, я просмотрела, и он все же был. Хотя при таком количестве «клюквы», рожденной от скрещивания зверски изнасилованной реальности с голливудским «Армагеддоном», вряд ли. К слову сказать, тамошний «русский астронавт» — нетрезвый, в ушанке и с кувалдой — и был «клюквой», навеянной звоном от истории «Салюта-7», так что эту сомнительную еду уже кто-то ел. Зато в титрах, где-то в хвосте, есть весьма неопределенное «большое спасибо» реальным героям — космонавтам Владимиру Джанибекову, Виктору Савиных и Валерию Рюмину (последний руководил полетом с Земли). Космонавтам спасибо — без их подвига, как говорится, «кина бы не было». Космонавты свободны — в кино для папуасов подлинным героям и героизму места нет.

Марина Александрова

 

Другие новости этого раздела

Умер актер Дмитрий Марьянов

Российский актер театра и кино Дмитрий Марьянов умер в возрасте 47 лет. Об этом 'Ленте.ру' сообщил источник в правоохранительных органах.По его словам, артист почувствовал себя плохо и потерял сознание, когда возвращался в Москву с дачи на автомобиле. Друзья, находившиеся с ним в машине, остановились на посту ГИБДД и в сопровождении полиции поехали в больницу города Лобня. Прибыв на место, они передали пациента врачам, которые констатировали смерть около 19:30 мск.Собеседник 'Ленты...

 

Собчак: Тимати - трус, Бузова исполняет "дешевую музыку"

Ксения Собчак подискутировала с Филиппом Киркоровым в эфире «Новой фабрики звезд» относительно молодежного слэнга, и молодых исполнителей, 21 октября сообщает РИА VistaNews.Филипп Киркоров в споре о «лучшем представителе молодёжной музыки» отстаивал кандидатуру Ольги Бузовой, сравнивая ее с популярными в свое время Юрием Шатуновым и группой «Руки вверх»...

 

Фанаты недовольны "Бездомным Гарри" в "Игре престолов"

В финальном сезоне «Игры престолов» зрители познакомятся с новым персонажем по прозвищу «Бездомный Гарри», 23 октября сообщает РИА VistaNews.Роль капитана «Золотых мечей» Гарри Стрикленда досталась немецкому актеру Марку Риссману. Персонаж по сценарию получил прозвище «Бездомный Гарри». Предполагается, по информации VistaNews, что «Бездомный Гарри» будет появляться на экране на протяжении всего сезона...

 

Скончался наставник рок-группы AC/DC

Австралийский рок-музыкант Джордж Янг скончался на 71-м году жизни, сообщается 23 октября на официальной странице AC/DC в Facebook.«С болью в сердце мы сообщаем о смерти нашего любимого брата и наставника Джорджа Янга. Без его помощи и руководства не было бы AC/DC. Нельзя было бы найти более преданного и профессионального музыканта, композитора, продюсера и наставника», — говорится в сообщении.Причину смерти не называют...

 

Скончался один из основателей AC/DC: биография Джорджа Янга

Австралийский рок-музыкант шотландского происхождения Джордж Янг ушел из жизни в возрасте 70 лет. Он известен тем, что играл в группах Easybeats и AC/DC, а также был автором нескольких хитов групп.Без его помощи и руководства не было бы никакого AC/DC, говорится на сайте группы в некрологе.«За всё, что он сделал и дал нам за свою жизнь, мы всегда будет помнить его с благодарностью и хранить воспоминания о нём в наших сердцах», — заключают участники группы...

 

Все новости в разделе